Простые шаги по обучению детей в группах

Три последних летних сезона тренер по плаванию Мэт Хадсон ведет групповые занятия для детей в частной международной школе. Некоторым из вас, возможно, будет интересно прочитать чему он их обучает.

Этим летом Мэт будет учить детей три недели, по два занятия в неделю: около 25 минут на сами тренировки и далее около 10 минут на игры. Всего, получается два с половиной часа чтобы обучить основам плавания.

В этом году у него 4 группы, примерный возраст детей от 3 до 5, от 6 до 8, от 9 до 10 и от 11 до 13 лет. Размеры групп от 8 до 18. Наконец-то в этом году в школе появился второй учитель физкультуры, с опытом инструктора по плаванию, который будет помогать. Он отлично понимает методы обучения тренера и соглашается с тем, что это более эффективно, чем стандартный подход, которому обучили его.

За три года групповых занятий и сотни часов индивидуальных тренировок, Мэт разбил свою детскую программу на несколько основных шагов, что позволило ему получить отличные результаты, дать детям уверенность в себе и впечатлить директора школы.

В своей программе тренер использую те же методы и принципы:

  • Равновесие,
  • Направление,
  • Толчок.

child-swim-lesson

Вот, что говорит о своей программе тренер по плаванию Мэт Хадсон :

«Я понимаю, что у детей сперва формируется крупная моторика, а затем уже мелкая. И метод Р-Н-Т появился вовсе не случайно. Это означает, что работа над навыками, за которые отвечает позвоночник, задействующий крупные мышцы и контролирующий всё тело, является первостепенной на стадии развития. Далее мы переходим к тренировкам конечностей, усложняя задачи. Со взрослыми мы можем обсуждать это более прямолинейно, акцентируя внимание на важных моментах. Детям я просто должен помогать развивать крупную моторику, используя образы, объяснить чего мы хотим добиться, и показывать лично, чтобы дети сразу могли понять делают ли они всё правильно или нет.»

Тренер разбивает навыки на несколько базовых, основанных на крупной моторике. Поскольку работа ведется с мультикультурными группами, в которых дети часто говорят на двух-трёх языках или более, английский не является главным, то также меняются способы описания и терминология, чтобы они подходили определённой группе.

Такие занятия называются «Школой рыбы», потому что дети сразу понимают, кого им придётся изображать, знают, что рыбы — это лучшие пловцы и верят тренеру, когда он им говорит, что поделится с ними секретами того как плавать словно рыба. Детям действительно нравится мысль о том, что можно стать рыбой с помощью особых умений.

Вот основные цели занятий:

1) Держать голову в воде, чтобы тело было параллельно поверхности. Глаза должны смотреть строго вниз, а не вперёд.

2) Держать тело прямым, сначала с обеими руками, затем учиться держать одну руку впереди, а кисть второй под водой ниже головы.

3) Поворачиваться для дыхания на спину, сохраняя голову в воде. Я показываю им, как плыть в желаемом направлении.

4) Держать руку для гребка впереди. Необходимо научиться использовать одну руку независимо от другой. Пока одна рука возвращается на исходную, вторая находится впереди. Это актуально как для кроля, так и для плавания на спине.

5) Допускать как можно меньше барахтания, и руки научатся плыть расслабленно вместе с телом. Пусть вода вас держит.

Дети выполняют короткие повторения на 10 метровой дистанции бассейна. Это оптимальная дистанция для детей до 9 лет. Работая с детьми от 13 и старше, тренер старается, чтобы они проплывали всю длину бассейна (по крайней мере часть занятия).

Детей постарше Мэт учит плавучести в последнюю очередь, потому что их сложно удержать на одном месте! Самое главное, чтобы они научились доверять воде, чтобы она была для них такой же средой как для рыб! По детям можно легко понять, насколько хорошо они чувствуют воду, наблюдая как «водоподобно» они в ней двигаются. Это своего рода инстинкт, который необходимо в них развить во время  занятий.

Некоторым детишкам требуется время, чтобы научиться не бояться держать голову под водой и задерживать дыхание, поэтому  много занятий проводится с поддержкой плавания на животе и на спине. К таким ученикам нужно быть терпимее, потому что  их нервно-мышечная и эмоциональная система требуют большего количества положительного опыта и практики, чтобы побороть страх и вернуть доверие к воде, которое скрыто в них самих.

Когда Доверие, Равновесие и Направление есть, добавить Толчок уже просто. Это полная противоположность того, чему учат на традиционных занятиях. Они сначала пробуют построить доверие к воде и ощущение её посредством толчка, вопреки тому, что необходимо нервно-мышечной системе для ощущения воды. По этой причине (помимо ещё нескольких) тренер добивается лучших результатов с детьми и новичками взрослыми на психологическом, эмоциональном и физическом уровне.

Имея достаточное количество времени, детей учат, как расслабляться в воде, сохраняя равновесие, как двигаться вперёд с помощью легчайших движений рук и ног. Очень здорово наблюдать за пловцом, который движется по воде с минимальными движениями, легко плывёт по течению и против, как будто он родился в воде.

С помощью данной методики можно обучать детей (которые уже уверенно чувствуют себя в воде) плавать кролем или на спине на протяжении двух часов, в самом деле! Есть разница между возрастными группами, поэтому можно предполагать каких результатов ожидать и корректировать последовательность тренировок в зависимости от возраста группы, но всегда есть ученики которые справляются чуть лучше или хуже чем остальные. Чем старше ученики, тем выше их мотивация и внимательность, и тем качественнее их можно обучить.

Это общее описание вопроса. По этой теме можно написать ещё очень много, и мы уверены, что многие из сообщества инструкторов оценят этот материал.

Простые шаги по обучению детей в группах: 1 комментарий

  1. Ирина Порфирьева Автор записи

    Уважаемый Алексей. Хочу Вам выразить огромнейшую благодарность за руководство по обучению детей.На этой недели применяла Ваши рекомендации по поводу игр.Результат:оба ребенка работали с удовольствием и улучшали навыки.Обращала внимание на балланс. Поэтому играли в орлов.Ведь они ловят восходящие потоки воздуха и парят в небе,при этом тратя минимум энергии.Этим временем проходило обучение детей в секциях,где в жилетах дети отрабатывали у бортика ноги.Конечно моему подопечному хотелось быть как все.Но стала с ним рассуждать:ты кем хочешь быть-орлом парящим в небе или барахтающимся воробьем? Давала задание»Бэтмана»(мальчик 9 лет),чтобы он самостоятельно выполнял.Тем временем плавала как косатка с детенышем с девочкой 14 лет. Когда мальчик уставал,говорила,что профессионалы отдыхают,когда меняют упражнения. Ты хочешь быть профессионалом в своем деле или любителем?Поэтому делали звездочки и скольжение на спине.Дети были счастливы. А вместе с ними и я.
    С уважением,Ирина Порфирьева.

Добавить комментарий