Режим автопилота в тренировках

В продолжение статьи «Думать или чувствовать».

Если вы уже согласны с тем, что вдумчивые тренировки, глубокая сосредоточенность на нервной системе обеспечат качество во время практики, то может возникнуть следующий вопрос –надо ли тогда быть постоянно в таком состоянии во время плавания? Быть всегда глубоко на него настроенным?

Честно говоря, нет. Это обратная сторона вдумчивости.

Вы отрабатываете каждый элемент гребка настолько осознанно, чтобы после успешной тренировки вам не нужно было думать одновременно о каждом из них.

Вы осознанно тренируетесь для того, чтобы запомнить каждое отдельное движение. Вы глубоко отпечатываете эти движения и их отработку в различных условиях, чтобы во время соревнований, когда вы напряжены, они сами всплывали в памяти. И когда они надежно закреплены в памяти, ваш мозг сам начинает руководить доведенными до автоматизма движениями, пока ваше внимание фокусируется на чем-то еще.

Почему мастера боевых искусств, сотрудники аварийных служб и музыканты непрерывно доводят до совершенства каждое движение? Для того, чтобы в стрессовой ситуации (в случае конфликта, кризиса или на концерте перед тысячами глаз) они могли запустить программу, расслабиться и позволить телу скользить, отпуская сознания в высшее состояние.

Такое всплывающее программирование – это именно то, что вам нужно во время серьезных соревнований. Или когда впереди большое испытание. Или когда вы настроены поплавать ради удовольствия. Или, как в моем случае, когда у меня появляются идеи для новой записи в блог посреди заплыва. Или когда пловцам, которых я тренирую в открытой воде, надо уделить внимание. Я не хочу, чтобы гребок развалился или темп ухудшился, потому что я на что-то отвлекся.  Ритм и темп гребка останутся неизменными, ЕСЛИ я натренировал их оставаться такими.

Вы это и есть пилот

Давайте рассмотрим эту аналогию с «автопилотом», в особенности со словом «пилот». В фильмах иногда есть сцена, когда кто-то включает режим автопилота и затем уходит из кабины, чтобы разобраться со злодеем в хвосте самолета. Но в реальности (я искренне на это надеюсь) пилот моего рейса не покидает свой пост и не упускает из вида панель управления полностью. Он, быть может, попивает кофе и болтает со вторым пилотом, но остается ответственным и готов отреагировать на малейшее нарушение в полёте. Одна часть мозга может разговаривать, но вторая держит ситуацию под контролем – вся нервная система, на подсознательном уровне, настроена на ощущения и сигналы этого судна, как если бы оно было частью ее тела.

Возможности вашего автопилота хороши лишь настолько, насколько хорошо вы их натренировали. Но он надежно работает только в тех условиях, в которых вы тренировались. Если вы хотите, чтобы автопилот включался, когда вы плаваете дольше, быстрее, глубже, в одиночку, в темноте или когда много волн — для этого вам следует тренироваться в подобных условиях. Чем сложнее условия, тем труднее будет плыть на автопилоте.

Когда ситуация становится нестабильной, пилоту необходимо отключить автопилот и взяться за ручное управление, пока все снова не будет спокойно. Тот пилот, который досконально изучил каждую систему, который потратил время на совершенствование навыка внесения корректировок, сможет быстро просканировать эти системы, найти проблемные места и применить соответствующие программы для устранения проблем.

В этой аналогии пилот – это ваше сознание, которое управляет судном = вашим телом. Во время тренировок вы учитесь управлять каждой деталью вашего судна, чтобы не заострять на них свое внимание во время большого заплыва. О них позаботятся программы, которые вы настроили. Благодаря тому, что эти программы поддерживают судно в стабильном состоянии, ваше сознание может свободно фокусироваться на чем-то еще — будем надеяться, на вопросах высшего порядка, на чем-то более продуктивном и позитивном – пока об основных эффективных гребках заботится ваше подсознание.

Программируя пилота

В самолете много важных приборов, и мы надеемся, что ни один пилот не станет отвлекаться, даже если все прекрасно работает на автопилоте. Но для нас, тех кто в воде, особенно для большинства в бассейнах, мало что стоит на кону, кроме собственного удовольствия и удовлетворения.  Несмотря на это, лучшие результаты в соревнованиях мирового чемпионата, выживание в опасных открытых водах и наши личные скромные рекорды зависят от скрупулёзного программирования многих деталей.

В статье Три стадии осознанного плавания мы говорили, что  существует Когнитивная стадия, Ассоциативная стадия и Автономная стадия (для пояснения каждой из них пожалуйста обратитесь к упомянутой статье).

Мы проходим через эти стадии для выполнения на автопилоте определенных гребков в любое удобное нам время – когда мы участвуем в заплывах ли плаваем для удовольствия. Но вот что важно понимать: в режиме автопилота навыки, доведенные вами до автоматизма, не будут улучшаться вне зависимости от количества повторений. Только вернувшись на Ассоциативную стадию (режим Программирования) вы сможете на самом деле работать над улучшением навыка.

Когда кто-то убеждает вас «Не думай так много!», он имеет в виду «Выйди из Когнитивной стадии» — потому что нахождение на этой стадии едва ли поможет вам плавать лучше – да, продумайте свои действия, но затем «Действуйте!» Говоря: «Будьте вдумчивы!», я имею в виду, что вам стоит перейти на Ассоциативную стадию. Этой статьей я пытаюсь донести до вас мысль, что всегда есть время перейти на Автономную стадию и наслаждаться ей! У нее есть цель.

Режим Программирования или Режим Автопилота

Итак, вам доступны обе стадии – Ассоциативная (режим Программирования – Улучшение) и Автономная (режим Автопилота – Не-Улучшения). Стоит потратить время на каждую, чтобы четко понимать, что от каждой стоит ожидать.

Возможно, уровень вашего мастерства соответствует тем условиям, в которых вы планируете плавать. Тогда, конечно, плавайте в режиме автопилота! Наслаждайтесь! Возможно, уровень вашего мастерства не соответствует цели, ради которой вы тренируетесь. Вам все равно стоит периодически наслаждаться плаваньем на автопилоте. Совершенствование — это долгий процесс, и удовольствие должно быть частью этого процесса, чтобы вы могли продолжать совершенствоваться. Вы получаете удовольствие и когда тренируетесь для улучшения стандартного навыка, и когда просто используете те навыки, которые у вас уже есть. Между ними нужно найти личный баланс.

И наконец, для чего вы тренируетесь? Для улучшения или не-улучшения? Вы стремитесь стать лучше, но попадаете в замкнутый круг, включающий отдых. Если вашему разуму, как и вашему телу, требуется отдохнуть – смените режим плавания. Но смысл тренировок заключается как раз в совершенствовании. Во время тренировок на автопилоте, вы не только находитесь в режиме «не-улучшения», но это еще и СКУЧНО… разве что вы на самом деле не тренируетесь, а просто плаваете в свое удовольствие. Такой вид плавания тоже хорош, но вам надо четко понимать, в каком вы режиме и что он вам даст. Возможно, стоит включить плавание чисто ради удовольствия в свои тренировки, потому как подобный отдых необходимая часть совершенствования и поддержания мотивации!

Итак, в каком количестве сочетать все это?

Это полностью зависит от вас. Мне кажется, это вопрос личности, вопрос дисциплины и вопрос периода.

Вопрос Личности – Некоторые, в большей или меньшей степени, развивают глубокую сосредоточенность. Но это не фиксированная способность. Пока мозг гибкий, с должной практикой, объем внимания и глубина могут быть расширены.

Вопрос Дисциплины – Существуют цели с определенный крайним сроком, которые требуют от вас сосредоточенно работать над ними, когда вам этого не хочется.

Вопрос периода – Наконец, есть периоды в году, и со временем, когда вы начинаете понимать сигналы своего тела и разума, вы начинаете понимать какому режиму плавания и когда отдать предпочтение.

Поймите, какой вы человек. Осознайте, какие требования вы должны выполнять для достижения своей цели. И обратите внимание на сигналы, с помощью которых ваше тело подскажет вам правильный путь.

Плавание – вид спорта, требующий тонкой настройки десятков навыков. В результате опыт приносит больше, чем человек теряет в плане физических возможностей с возрастом. Это достигается только при продуманном подходе к тренировкам, которому учим на тренингах  «Плавать просто». Тренинг-практикум — это знакомство с упражнениями, навыками, методикой самотренировки.Вы почувствуете изменения в своем теле и уме, коренным образом влияющие на технику плавания.Подробнее об участии в тренингах можно узнать здесь.

Узнайте больше по ссылкам

Добавить комментарий