Как увеличить скорость в плавании ( Часть 2)

В продолжении статьи «Как увеличить скорость в плавании?»

Давайте поговорим о том, что вы хотите увеличить  скорость плавания и плавать чуть-чуть быстрее, чем можете сейчас, но ваши нынешние методы не работают. Если посмотреть на физическую сторону с точки зрения цифр, то вот уравнение, которое мы применяем в плавании для скорости:

                             Скорость = Длина гребка x Количество гребков/мин

Обратное преобразование этого уравнения (мы очень часто применяем его из-за удобства при разработке практических методик и сравнении данных) показывает:

                             Скорость = Количество гребков на дистанцию x Время

В методике Total Immersion мы учим вас тому, что длина гребка и количество гребков в минуту — это результат техники, или, другими словами, результат, силы приложенной посредством техники. Я повторю часто мной упоминаемое правило: физическая форма – это ваша способность производить силу, а техника – это ваша способность прикладывать эту силу там, где она необходима. Вы может­­­­е иметь замечательную физическую форму, но на самом деле это не значит, что вы будете плавать быстро – многие пловцы-триатлонисты, участвующие в соревнованиях,  могут являться тому доказательством. Другая крайность состоит в том, что есть такие пловцы, которые плавают ужасно быстро, не производя  при этом впечатление, что прикладывают большие усилия. Правило объясняет оба случая, а каждый результат находится где-то между ними. Пловцу с превосходной техникой потребуется гораздо меньше силы, чтобы проплыть дистанцию, чем пловцу с плохой техникой. Сила пловца ничего не значит без техники, которая хорошо применяет эту силу в воде.

Вот факт, который вредно не учитывать: нельзя отделять тренировку техники от тренировки силы. Их можно отделить в вашем воображении, но для вашей нервно-мышечной системы они неразделимы. Все повторяющиеся движения – это тренировка техники; вопрос вот в чем – являются ли такие повторяющиеся движения обучающими моделями в вашей нервно-мышечной системе, которые будут прикладывать силу эффективно или бесполезно? Когда вы используете модели движения для создания силы (как вы и должны делать), то вы хорошо проявили бы себя, чтобы сделать все возможное  для соединения силы с соответствующими движениями, применяемыми  в плавном, четком плавании. Недостаточно просто тренироваться все усерднее и усерднее, не принимая во внимание вашу технику — эти два фактора должны развиваться в тандеме. Но здесь возникает важное предостережение: можно делать много силовых упражнений, не развивая при этом хорошую технику, но никто не сможет работать над хорошей техникой, не развивая силу, которая должна сопутствовать ей, потому что

             Техника = способность прикладывать силу там, где она необходима

В методике Total Immersion мы признаем и используем тот факт, что при правильной тренировке техники  с ней нераздельно связана силовая тренировка.

Наши статьи про скорость предназначены для тех, кто поддерживает установку, что силовые тренировки существуют отдельно от тренировок  техники, а эта установка по какой-то странной причине  является обязательной субъективной систематической ошибкой, когда речь заходит о тренировке по плаванию. (Получали ли вы когда-нибудь от тренера по плаванию колобашку или доску? Именно это я и хочу сказать). Эта систематическая ошибка может проявляться в двух противоположных формах среди пловцов: те, кто делает упор на силовую тренировку, мало учитывая технику (в самом действии силовой тренировки), и те, кто ошибочно делает упор на тренировке техники, не учитывая значение силы. Обе формы ошибочны, так как в их основе лежит ложное допущение.  Ни та, ни другая не позволят вам приблизиться к скоростному потенциалу, как бы вы не усердствовали в процессе тренировки.

Но как только эти две формы тренировки соединятся в уме, и будут разработаны практические методики, то увеличение скорости станет  не только возможным, но и обычным делом.

А сейчас давайте рассмотрим уравнение скорости в аспекте этой техники, которая выражается сокращениями ДГ и КГ. Позвольте мне дать краткое объяснение того, как посредством ряда технических приемов, то есть, техники, вырабатывается скорость:

Выше уже говорилось, что Скорость = Длина гребка x Количество гребков/мин. Эти две переменные величины скорости (ДГ и КГ) являются результатом силы, приложенной посредством техники: чем выше техника, тем меньше требуется силы и наоборот – чем ниже уровень техники, тем больше потребуется силы.

Техника – это:

  • приложение силы в соответствии с точным хронометражем движений тела,
  • приложение силы в определенном месте и в определенном количестве,
  • уменьшение  расхода силы с помощью сохранения гидродинамической формы на протяжении всего цикла гребка,
  • создание оптимальной способности переноса силы путем сохранения правильного расположения  тела по прямой линии в воде и
  • дальнейшее уменьшение расхода силы  в полной уверенности в естественных факторах воды, поэтому вам не приходится тратить силу.

Это — не просто приемы техники, которые можно беспорядочно и бессистемно смешать! Они взаимосвязаны в определенной последовательности основание-зависимость. На диаграмме можно увидеть, что я расставил их в приоритетном порядке и продемонстрировал показатели важности на этой пирамиде – причем низ пирамиды является основанием, а каждый слой является основанием для последующего.

Ваша техника хронометража гребка зависит от того, как технично ваше тело.

Техника вашего тела зависит от правильного расположения  по прямой линии.

Техника расположения тела по прямой линии зависит от того, насколько уверенно вы чувствуете себя в воде.

Если основание слабое, то вам понадобится колоссальное количество дополнительной силы, чтобы  компенсировать его.  А это требует большой затраты сил и изнурительно для любого человека. Если те, кто испытывает преждевременную потерю сил, читают эти строки, то наверняка у них имеются недоработки на уровне основания.

Поскольку пловцы постоянно сталкиваются с такой проблемой, я приведу простой пример нарушения техники дыхания и проанализирую проблему по частям, выяснив вероятную первопричину. У пловца при нарушении частоты дыхания  на гребок часто возникают в воде следующие  характерные моменты:

  • Нарушается хронометраж, голова поворачивается с опозданием (наблюдаем, как перенос руки при гребке выходит вперед) и ниже…
  • Голова не находится в исходной позиции (задрана вверх, макушка направлена вверх) и ниже…
  • Тело не сохраняет ровную линию  и не находится  параллельно поверхности воды и ниже…
  • Корпус  не занимает определенное положение, а позвоночник не напряжен от талии до макушки и ниже…
  • Пловец не уверен, что вода будет в полной мере его держать.

Давайте подойдем к проблеме с другой стороны: со стороны обоснованности проблемы водной поверхности. Пловец не уверен, что вода будет держать его параллельно поверхности. Поэтому он задирает голову вверх, в ответ на это движение позвоночник изгибается, бедра опускаются в воду, а ноги работают на выталкивание бедер пловца вверх. Пловец потребляет больше кислорода, чем необходимо в такой ситуации, и тем самым отчаянно тянется к воздуху в таком положении, поворачивается с опозданием и остается в повороте слишком долго – что в дальнейшем нарушает форму обтекаемости и намного увеличивает отставание. Таким образом, пловец  непостижимо оказывается в положении, когда постепенно наступает преждевременная потеря сил — обычный подход к плаванию со стороны наземных млекопитающих. ( А потом тренер с самыми добрыми намерениями или спасатель вручает ему колобашку или доску для решения этой проблемы – но, как говорится, это всего лишь гвозди в крышку гроба).

Скажите, не похоже ли это на то, что вы читаете статью о  чьем-то прошлом или нынешнем жизненном опыте?

Хорошая новость – ни один из них не нужен. В методе TotalImmersion имеются средства, чтобы все поправить. Отрезвляющая новость – если вы читаете эти строки, то, вероятно, вы находитесь среди тех из нас, кого природа не наделила даром плавать ровно и быстро. Следовательно, для того, чтобы все поправить, потребуется некоторое время и усилия. Вы –  же человек.

 Человек как пловец не достигнет совершенства ни в одном из этих слоев, но мы сможем достичь действительного продвижения (См. часть 1). Процесс продвижения  может занять длительное время: день за днем, год за годом, с периодическим набиванием шишек  на пути к следующему уровню минимальных и максимальных скоростных способностей. В результате вы достигнете уровня техники плавания, намного выше, чем у большинства людей, которые плавают регулярно, намного выше, чем у тех, с кем вы могли бы состязаться как взрослый в серьезных соревнованиях.

Вы будете прорабатывать эти слои один за другим. Добирайтесь до уровня скоростных способностей, потом двигайтесь дальше. Проходите этот процесс много раз на протяжении всего времени занятия плаванием.

Рассмотрим, как работает скульптор с цельным и сложным куском мрамора: сначала он обтесывает кусок, чтоб определить общие размеры скульптуры, потом он начинает работать более тонким инструментом, так далее  и так далее, используя инструменты все тоньше и тоньше, до тех пор, пока не наступит завершающий этап – отшлифовать самые сложные части.

Вы формируете ваше «средство» плавания (тело и ум) слоями. Вы начинаете c черновой обработки, обтесывая  постепенно слой за слоем, пока не подойдете к завершающему этапу – шлифовке. И тогда ваши поразительные способности приведут вас на дорогу, где вы обнаружите мир новых возможностей, выберете новые проекты и начнете процесс ваяния снова, но с большим рвением, чем прежде, потому, что вы теперь хорошо разбираетесь в этом процессе и уверены в нем.

Вот несколько уроков, которые, как мне бы хотелось, вы можете извлечь из этой статьи:

  1. Не застревайте на том, чтобы добиваться совершенства только в какой-то одной части, вызывая ее дисбаланс с другими частями. Работайте с целым комплексом взаимосвязанных технических приемов. Настойчиво боритесь со своими слабыми местами. Развивайте технику в целом и затем используйте эту равномерно разработанную техническую базу для того, чтобы двигаться дальше.
  2. Осознанно прорабатывайте  технические приемы для своей возрастной группы, чтобы облегчить работу над продвинутой техникой. Прорабатывайте приемы по порядку: от базовых приемов до продвинутых приемов для своей возрастной группы.
  3. Тренировка – это не одномоментный процесс на пути к совершенству. Вы не достигнете совершенства с первого раза. Ваш процесс формирования техники является периодическим. Вы повторяете его раз за разом, и каждый раз вы более углубленно воспринимаете его, осознаете мельчайшие детали, требующие от вас повышенного внимания и каждый раз более высокого качества выполнения.
  4. Если вы обнаружили, что заскучали и вам хочется усложнить задачу, то немного усложните тренировку или двигайтесь вперед. Если у вас частые провалы, и вы испытываете разочарование, то значит, вы пытались проскочить вперед чересчур быстро. Вы должны научиться определять оптимальную группу задач  во время тренировки, подходящую только вам, ни больше, ни меньше.
  5. В свете этого, не бойтесь добавить силовые упражнения для проверки вашей техники: вы рискуете тем, что техника может не дать результата, и вы об этом узнаете.  Для процесса увеличения скорости это является существенным. Добавление силовой нагрузки означает то, что частота ударов вашего сердца будет возрастать, частота дыхания увеличиваться, и произойдут изменения (дискомфортные, но безопасные), а в целом, это хорошо и необходимо.
  6. Запаситесь терпением – не позволяйте внешнему давлению (ожидания других людей, cроки соревнований) толкать вас вперед по кривой роста обучения. Наслаждайтесь самим процессом и живите настоящим.  Уважайте и выращивайте собственное тело и ум. Гораздо лучше отдаленный результат.

Узнайте больше по ссылкам

Добавить комментарий