Введение:
Измерение темпа и длины гребка (шага) — это очень ценное «оружие» в руках тренера для руководства учебно-тренировочным процессом и непосредственно пловцами.
Это «оружие», очень умело и удачно использует в своей работе старший тренер по плаванию Австралийского института спорта — Г. Турецкий.
В тренерской практике, есть очень много методов и способов измерить темп и шаг у спортсмена.
Самым точным является видео и компьютерный анализ измерений.
Существует также очень много практических методов измерения этих показателей.
На Ваш суд — один из них:
Чтобы измерить эти показатели и установить тесную корреляционную связь интенсивности со скоростью (V), темпом (Т) и шагом — длиной гребка (ДГ) Г. Турецкий предлагает своим спортсменам проплыть тест : 6 х 50 м основным способом прогрессивно.
В результате выполнения пловцами теста получается следующая зависимость:
СКОРОСТЬ = ДЛИНА ГРЕБКА х ТЕМП.
На практике, длину гребка (шаг) пловца измерить довольно сложно, — нужна прежде всего видеосъемка, поэтому только измеряя количество гребков, которые делает пловец на отрезке в 50 м мы не сможем установить его шаг !
Как измерить ТЕМП и ШАГ с помощью теста 6 х 50 м основным способом в 50-метровом бассейне ?
- Первый отрезок пловец плывет на 10 сек. хуже своего лучшего результата на сегодняшний день. В дальнейшем, проплывая следующие отрезки по 50 м., пловец должен улучшать время каждого из них на 2 сек.
- Все отрезки проплываются с отталкиванием от бортика.
- Время отрезка засекается по первому движению пловца, а выключают секундомер, после его касания стенки бассейна.
- Чистое время отрезка берут до десятых долей секунды.
- Записываются показатели ТЕМПА и количество гребков.
Для измерения ТЕМПА пловца, используют следующий показатель:
- Засекается время прохождения пловцом 3-х циклов по секундомеру.
- Тренер включает секундомер, когда правая или левая кисть входит в воду, а выключает его по завершению 3-х полных циклов, которые выполняет пловец во время прохождения им отрезка, — когда та же рука (правая или левая), кистью входит в воду.
- Измерение проводят дважды на отрезке в 50 м. (на первых 25 м и на вторых 25м).
Выводы:
- Техника пловца должна сохраняться с увеличением скорости плавания.
- Лучшие пловцы сохраняют количество гребков на дистанции и увеличивают скорость плавания, за счет увеличения своего темпа.
- Менее квалифицированные пловцы увеличивают скорость за счет уменьшения своего шага!
- Изучение индивидуального графика каждого пловца тренером вместе со спортсменом, покажет скорость, при которой происходит «потеря техники плавания»!!!
- Каждый тренер в процессе учебно-тренировочной работы должен оценивать технику своих спортсменов по этим основным показателям, несмотря на то, что они очень индивидуальны и зависят от роста, веса, длины конечностей и др. факторов.
Узнайте больше по ссылкам
- Бесплатный онлайн-тренинг «КРОЛЬ. Плавать просто»…
- Улучшить технику плавания кролем за 12 занятий…
- Скачайте книгу «Как легко дышать в плавании»…
- Получите видео-уроки под ваш уровень плавания, пройдите тест…
- Канал телеграм с полезными материалами.