Процесс обучения с привлечением инструктора, который сможет дать вам совет непосредственно в момент выполнения действия, очень удобен и повышает мотивацию. Но, как недавно прокомментировал один из пловцов, это достаточно дорогое удовольствие – тренироваться с инструктором. Это стоит денег.
Тип обратной связи.
При всей эффективности инструктора он по факту дает вам только внешнюю оценку ситуации и профессиональные предположения о том, что происходит внутри вашего тела – на основе внешних признаков. Это легче и быстрее, чем оценивать свои действия самостоятельно, но, в конечном итоге, это не самая важная оценка, которая вам потребуется в процессе плавания и тренировок. Ваша собственная нервная система дает наилучшую обратную связь, но вам придется самому постараться научиться ее использовать. Далее, в сочетании с внешней информацией, которую вы можете получить самостоятельно с учетом времени, количества взмахов и темповых упражнений (с метрономом Tempo Trainer), вы получите подходящий набор инструментов для самостоятельных тренировок.
Если в дальнейшем вы сможете добавить использование подводной камеры и самостоятельно обучитесь некоторым методам видеосъемок, вы разработаете полную совокупность средств для самостоятельного инструктажа.
Когда вы тренируетесь под контролем, одна из выгод от присутствия инструктора заключается в том, что в любой момент вы можете задать ему вопрос: “Я правильно сделал?” – здесь вам следует сразу же спросить самого себя “Что я при этом чувствовал?” Вы должны установить связь между взглядом инструктора и внутренними ощущениями, посланными вам нервной системой – тогда вы сможете зафиксировать эти ощущения и при самостоятельной работе использовать их с тем, чтобы различать удачные/неудачные позиции и движения. Вы не сможете контролировать большую часть своих движений, если вы не знаете, какие при этом должны быть ощущения, и гораздо важнее спросить “Тренер, что я должен чувствовать, когда я выполняю это упражнение правильно?” (Поэтому мы и обращаемся к инструкторам, которые попросту применяют профессиональные знания, поскольку вы знаете, что они обладают собственным специфическим пониманием этих внутренних ощущений).
Цикл обратной связи.
Если вы хотите достигать успеха при каждой тренировке без инструктора, вы должны иметь эффективную систему обратной связи, встроенную в ваш план тренировок. Это важно для каждого, кто стремится накопить соответствующие знания и мастерство.
Вы планируете набор практических упражнений с соответствующим количеством выполнений (определенная дистанция или время) и их качеством (определенной техникой или ощущением), далее вы определяете, как вы будете измерять качественные характеристики (поскольку количественные характеристики сами по себе очевидны). Так как вы не можете видеть все части своего тела, вы, естественно, не можете видеть процессы, происходящие в вашем теле; вы должны ощущать собственное тело в пространстве и чувствовать, как оно двигается и использует внутреннюю энергию.
Для дальнейшей практики использования качественных и количественных характеристик прочтите Свод рекомендаций по практике самоограничения.
Вы полностью концентрируетесь на технических деталях, которые вы назначили себе для выполнения практических упражнений. Вы фиксируете все внутренние ощущения и собираете внешнюю информацию, которая отражает эффект от той техники, которую вы используете.
Далее, после тренировки, вы изучаете полученный опыт. Это должно повлиять на планирование следующей тренировки, направленной на те же функции.
При планировании следующей тренировки одна из наиболее частых ошибок – излишнее воодушевление от успеха или разочарование в том, что многое не получилось и изменение нескольких переменных вместо одной.
Пример практики.
Например, если сегодня ваш план был 5x 100 с десятисекундным отдыхом, придерживайтесь уровня 18 SPL и применяйте точки фокусировки A, B, и C (разную на каждые 100), для практики на следующий день по тому же направлению вы должны изменить только одну из данных составляющих или максимум две (одна переменная количества и одна — качества); соответственно, завтра это может быть 4x 125, 10 секунд отдыха, удержание 18 SPL и применения точек фокусировки A, D, и E. Далее, у вас появится хорошая возможность посмотреть, как это небольшое изменение дистанции на повтор повлияло на ваш контроль, и как изменение некоторых точек фокусировки повлияло на ваши данные – время, нагрузку, облегчение в удержании SPL и т.д..
Но если при следующей тренировке вы решили изменить дистанцию повтора, время отдыха, требование SPL и далее добавите Tempo Trainer – это создаст вам путаницу тестовых данных. Конечно, это может каким-то образом повлиять на ваш организм и работу, но вы не станете умнее от этих множественных и беспорядочных изменений параметров.
Измените одну переменную и попробуйте снова
Если вы хотите наладить эффективный процесс тестирования и совершенствования, вам потребуется изменить только один компонент в вашей группе параметров, выполнить последовательность действий снова и оценить эффект, полученный от данного изменения. Если вы измените несколько параметров, вы не сможете четко видеть, какой из них обеспечил эффект (привел ли он к сбою или к улучшению). Чтобы достигать успешного результата при каждой тренировке, вам потребуется обнаружить четкую причинно-следственную связь данных корректировок.
Это работает как для тренировок Уровня 1, когда вы тренируете мастерство взмаха, так и для Уровня 2, когда вы отрабатываете контроль темпа. Если вы стремитесь к усовершенствованию процесса на любом уровне тренировок, данная обратная связь будет вашим незаменимым компаньоном. Это более важно, чем живое присутствие тренера, но также эффективно.
Если вы хотите перестать столько платить за живой инструктаж — вам нужно устранить свою зависимость от тренера.