Однажды я был в местном центре водных видов спорта на курсе подготовки спасателей Красного Креста (и, как сказали инструкторы, прошел его «блестяще»!). Мне надо было обновить сертификат первой помощи «First Aid-CPR-AED» (проведение сердечно-легочной реанимации с применением автоматического наружного дефибриллятора), и я хотел расширить набор моих практических навыков чем-то, что будет полезно мне как инструктору по плаванию. Навык спасения жизни — очевидный актив для любого, кто работает с водой.
В нашей группе из девяти учеников мы все по очереди были спасателями и жертвами. Конечно, цель курса — стать сертифицированным спасателем, но именно в роли жертвы я сделал интересное открытие.
Мне абсолютно комфортно в бассейнах и на открытой воде в различных условиях, я уверен в устойчивости воды и в том, что умею с ней взаимодействовать, оставаясь в безопасности. Но когда я стал изображать активно тонущую жертву (которая молча бьется и изо всех сил пытается высунуть голову над поверхностью), я по-настоящему почувствовал, как страдает мое тело!
Брызги воды застилали мне глаза. Когда я открывал их, меня обжигала хлорка. Вслепую и практически глухой, я ударил ногой, отталкиваясь от воды, но она поглотила меня, вместо того, чтобы поддержать мое тело. Волны, которые я создавал своей борьбой, мешали мне правильно дышать на поверхности. Подсознательно мой мозг понял, что я больше не гармонично взаимодействую с водой, я — против нее, и направил тревожный сигнал о том, что я тону. Это привело к образованию в моем теле химических веществ, направленных на выживание, которые увеличили частоту сердечных сокращений в попытке затуманить мое рациональное мышление.
В действительности, воздействие оказалось не столь категоричным, а довольно мягким, и я с легкостью преодолел это состояние, чтобы сохранить свое рациональное и эмоциональное спокойствие. Но я осознавал, что внутри моего тела происходят небольшие неприятные изменения, которые я обычно не чувствую в воде. В какой-то мере, возможно, я начал немного понимать, что чувствуют боязливые пловцы, когда вода рассматривается как враг.
Тем не менее, играя роль пассивной жертвы (лежащей без сознания на дне бассейна), я не испытывал подобных ощущений – только спокойствие и любопытство, пока я задерживал дыхание и ждал своего спасителя. Мне не пришлось ни с чем бороться. Во всяком случае, мне нравится задерживать дыхание под водой.
Я был в морской, холодной, бурной воде, среди больших волн, в хаотичной воде, в водном потоке, в глубокой, темной воде, один, далеко от берега – но каждый раз я занимался искусным плаванием, ощущая воду и взаимодействуя с ней в меру своих возможностей. В моем теле и разуме есть что-то позитивное, продуктивное и готовое к взаимодействию (с водой), что позволяет мне быть сосредоточенным. Мой разум остается довольно спокойным, и конечным результатом этого является удовольствие от опыта. Физическое и умственное напряжение, которое я чувствую, являются частью этого опыта.
Пробуждение чувства паники
Между тем, здесь, в самых мягких и контролируемых условиях – в крытом хлорированном бассейне с температурой 27° C, глубиной 2 метра, буквально окруженный спасателями, я притворялся, что тону. И фактически вызывал небольшую панику в моем собственном теле и разуме. Удивительно.
Мы осознаем, что человек, несущий в себе страх воды, плавая, может оказаться в условиях, провоцирующих ощущение этого страха. Но труднее понять, как мы создаем внутренний страх там, где его вообще не должно быть.
Тело и разум питают друг друга. Они взаимозависимы. Отрицательная реакция в одном может вызвать отрицательную реакцию в другом. Вперед-назад, по спирали.
И, если вы позволите мне выразиться немного более метафизично (хотя я считаю, что существует прямая физико-биологическая связь), я скажу, что единицы тела/разума и окружающая среда, в которой плавает человек, также питают друг друга – сигналы выходят из тела в воду, а затем поступают из воды обратно в тело. Они взаимозависимы. Я вовсе не разум, существующий отдельно от тела, которое существует отдельно от прочей окружающей среды и других организмов в ней. Я считаю, что мы, отдельные организмы, гораздо более взаимосвязаны, чем нам кажется.
Любое невинное действие (например, имитация тонущего человека) оказывает воздействие на окружающую среду. Та посылает обратную связь в мозг через нервную систему, обуславливающую в нас те или иные физические, умственные и эмоциональные реакции. А они, в свою очередь, посылают сигналы обратно окружающей среде. Этот цикл повторяется снова и снова, закручиваясь по спирали в отрицательном либо положительном направлении, в зависимости от начальных условий и траектории. Последствия этого зависят от того, какой подготовкой или инстинктами обладает человек, может ли он отправить свое тело/разум в заданную точку. Либо, в конечном итоге, просто полагается на подсознательные процессы, которые доставят его в точку по умолчанию.
Когда я имитировал панику, я перестал находиться в конструктивных отношениях взаимодействия с водой. Вода «почувствовала» это, и вместе с ней это сразу же поняла моя лимбическая система. Вода перестала поддерживать меня, и мой мозг захотел немедленно перевести меня в режим выживания наземных млекопитающих, что способствовало бы еще меньшей поддержке воды и убило бы меня быстрее.
Какие уроки можно из этого извлечь? Если человек ведет себя в воде напряженно, панически, он начинает чувствовать это на физическом и умственном уровнях.
Так почему бы не попытаться вызвать противоположные эмоции?
Пробуждение чувства спокойствия
Если человеку удалось развить несколько навыков, позволяющих ему ощущать спокойствие и поддержку воды, выполнять плавные движения во время взаимодействия с водой, даже если у него есть какие-либо страхи в определенных водных условиях, это поможет ему сохранить спокойствие разума и тела в ситуациях, когда может сработать триггер.
Другими словами, симулируйте хорошие отношения с водой, пока не начнете их ощущать по-настоящему.
Если с помощью подражания я могу намеренно вызвать панику, почему бы не вызвать намеренно спокойствие или уверенность? Ну правда?
Я признаю, что человеческий мозг — прекрасный защитник. У него есть эти встроенные негативные предубеждения, которые держат меня подальше от того, что может причинить мне вред (и особенно от того, что я не понимаю). Таким образом, хотя мозг можно легко одурачить чувством страха, с чувством спокойствия не все так просто. Наша генетика побуждает нас избегать льва, который скрывается в кустах (или акулы, плавающей в глубоких водах), но не столь сильно мотивирует нас искать новые съедобные ягоды (или русалок), которые, возможно, скрываются там же.
Тем не менее, я думаю, что большое количество исследований об осознанности и медитации дает нам основание полагать, что мы можем сделать некую положительную перестройку – не изменяя сами обстоятельства, но меняя нашу точку зрения на эти обстоятельства. Другими словами, мы можем добиться большего спокойствия, изменив наше отношение к окружающей среде, вместо того, чтобы менять окружающую среду в соответствии с нашим беспокойным разумом. Если сравнивать усилия с результатами, то первый подход гораздо эффективнее.
Хотя у меня получалось пробудить небольшое беспокойство за 15 секунд игры в утопающего, вероятно, потребуется немного больше времени и тренировок, чтобы вызвать спокойствие в обстоятельствах, от которых я не могу отстраниться по своему желанию. Спокойствие и миролюбие — это умственный навык. Навыки по своей природе (в отличие от генетических инстинктов или рефлексов, вызванных травмой) требуют времени и усилий для интеграции на аналогичную глубину и замены тех самых инстинктов или рефлексов. Мы должны усиленно работать для достижения спокойствия в тех областях, где мы особенно подвержены страху.
Все это заставило меня задуматься, что небольшая игра в спокойствие и уверенные движения может действительно придать спокойствия тому, кто прибывает в беспокойном состоянии во время плавания.
У меня есть только два триггера тревоги, о которых я осведомлен, – столкновения с большими объектами под водой (например, скальные выступы и атомные подводные лодки) и плавание ночью. Это не те ситуации, с которыми я часто сталкиваюсь. Но есть много людей (возможно, гораздо больше, чем мы думаем), которые испытывают небольшое беспокойство, когда они попадают в бассейн, когда погружают в воду лицо, или отплывают от стены, или когда их ноги перестают касаться дна, или когда они проплывают определенную дистанцию.
Поиск пороговой точки, откуда начинается ваш страх
Я размышляю о некоторых пловцах, с которыми я работал в лагерях, на семинарах, уроках и моей тренерской онлайн-программе. Они говорили о своем желании преодолеть ограничения, связанные со страхом — некоторые ситуации вызывали у них беспокойство или отрицательные эмоции во время плавания. Это часто связано с дыханием или с прохождением определенного неприятного порога во время плавания, который становится отправной точкой отрицательной эмоциональной реакции и потери уверенности. Что-то внутри побуждает этих пловцов остановиться и отдохнуть, прежде чем они поймут, что готовы преодолеть этот порог.
Поначалу прислушаться к предупреждениям мозга — это хорошая идея, по крайней мере, так стоит сделать в первые несколько раз. Абсолютно необходимо остановиться и внимательно изучить, что происходит на самом деле. Затем, основываясь на собственной физической форме и осознанном понимании, каким должно быть здоровое плавание, а также получив советы более опытных пловцов, можно определить, является ли это предупреждение уместным или нет. Далее надо разработать план по расширению своих возможностей или план разоблачения вашего страха.
Существуют реальные пределы, которые мы должны учитывать, и ложные — которым мы должны бросать вызов.
Это вовсе не означает, что если у человека много страхов, он должен просто вступить в борьбу со всеми ними вместе и побороть их все за раз. Нет, это не лучший способ. Я скорее порекомендую вам снимать страхи один за другим, и делать это постепенно, чтобы уменьшить риск повторного травмирования разума.
В контролируемой среде, рядом с тренером или другом, где можно находиться в пределах безопасности, пловец может провести эксперимент, подплыв к этому порогу страха и исследовав его. Тогда он сможет практиковаться на свое усмотрение, намеренно реагируя иначе, чем его побуждают ошибочные инстинкты наземных млекопитающих, диктующих ему «борись или беги».
В моей голове сейчас вертится слишком многих ситуаций, чтобы выбрать какую-то одну и рассказать о ней. Но, друзья мои, пловцы со страхами, подумайте, как бы вы могли приблизиться к той пороговой точке в плавании, которая зачастую вызывает неприятные ощущения? А затем поэкспериментируйте и попрактикуйте новый способ позиционирования вашего тела, фокусировки вашего разума в этот момент, чтобы переопределить обычно проигрываемую программу. Возможно, в этот момент Вы сможете вернуть себе спокойствие, то самое, которое было каким-то образом украдено у вас. И тогда вы поймете, что в любое время, когда вам не хватает этого спокойствия, в вашей власти вернуть его обратно.
У вас есть несколько вариантов изменения действий, чтобы ваш разум и эмоции восприняли эту пороговую точку по-другому:
- Замедлите темп (если он еще не совсем медленный).
- Перейдите в положение прерывистого дыхания на 3 глубоких вдоха.
- На 10 секунд вернитесь к отработке упражнения.
- Сфокусируйтесь на более расслабляющих упражнениях (лучше используйте свою энергию).
- Сфокусируйтесь на более энергозатратных упражнениях (заполните каналы внимания).
- Сконцентрируйтесь на устойчивом выдохе через нос, обращая внимание на звуки и ощущения.
- Представьте в своем воображении вдохновляющий образ животного, пловца или судна, движущегося в воде так, как вы хотите там двигаться.
- Остановитесь, перевернитесь и лягте на спину, расставив руки, слегка подрагивая ногами, и наслаждайтесь ощущением полной поддержки воды.
Возобновите плавание, когда будете готовы. Возвращайтесь в ваш режим восстановления спокойствия, когда вам это необходимо. Знайте, что это всегда вам доступно — всегда в вашей власти пробудить это спокойствие.
В нашем блоге есть серия статей о преодолении страха на открытой воде. Если вы хотите больше поразмышлять над этой темой, я рад вам их посоветовать.
Если же нет, я предлагаю вам отправить мне по электронной почте письмо с вашей историей о том, с каким страхом вы столкнулись и как вы работаете над его преодолением. Мое сердце обращается к вам, и я посылаю вам мой дух спокойствия. Не только я хочу, чтобы вы испытали мирное взаимодействие с водой, я считаю, что вода тоже «хочет» этого. Она не ваш враг, а дружественная стихия, которая просто ждет вас, чтобы узнать, каким образом с вами контактировать. Поскольку вода — это просто неодушевленные молекулы, она не может адаптироваться к вам, она должна ждать, пока вы адаптируетесь к ней. И, именно для того, чтобы помочь вам в этом, мы, спокойные и внимательные тренеры, находимся рядом.
** Я посвящаю эту статью Лидии, которая несколько лет назад была достаточно храброй и позволила нам научить ее играть в воде и тем самым приняла воду как своего друга, а не врага.
~ ~ ~
В качестве послесловия к этой статье я хочу порекомендовать вам аудиокнигу, которую я недавно слушал, и которая очень подходит к моим размышлениям. Для более глубокого вдохновения по теме пробуждения чувства спокойствия и уверенности я рекомендую книгу «Присутствие» Эми Кадди.
Автор статьи Мэт Хадсон (Mat Hudson)