Вам когда-нибудь говорили: «Вы слишком накручиваете себя!»? или, может быть, «Хорошо подумайте и сделайте это»? С одной стороны, это логично. Мы вроде бы знаем, что это означает, накручивание себя – это нечто двусмысленное, негативное, то, чего стоит избегать. С другой стороны, это нелогично, потому что это технически невозможно. Мы не можем перестать мыслить, мы можем только изменить наши мысли.
Так позвольте помочь, предложив более реальные определения, с которыми мы можем поработать: МЫШЛЕНИЕ = направлять куда-либо свое сознательное внимание.
<
p style=»text-align: justify;»>Если мы соглашаемся с данным определением, то что тогда означает накручивать себя?
НАКРУЧИВАТЬ СЕБЯ = концентрировать свое осознанное внимание в непродуктивном направлении (и зацикливаться на нем) или пытаться сконцентрироваться сразу на нескольких направлениях.
Задача, которую мы ставим перед тренировкой по методике «Total Immersion», психологической тренировкой, — научить, как и на чем концентрировать свое внимание для обеспечения наиболее эффективной работы и наибольшего удовольствия. Оба понятия идут рука об руку.
Если наше внимание, средство мышления, направлено на особенности плавания, и с помощью них мы достигаем и обеспечиваем желаемый уровень нашей работы, мы концентрируемся на них. Было бы глупо не делать этого. Если объект внимания больше не способствует нашей работе, следует направить внимание в другое русло. На самом деле, мы не можем перестать мыслить, мы можем только изменить наши мысли. Мы не можем мыслить слишком много, мы можем только мыслить в неправильном направлении.
Методика Total Immersion учит всем навыкам плавания, которым необходимо уделять внимание, а также в каком порядке и с каким приоритетом это делать, как пилота самолета учат как обеспечить безопасный и безаварийный полет и достигнуть желаемого места назначения в любых метеорологических условиях. Одни навыки требуют меньше внимания, другие – больше. Некоторые сложнее осваивать и поддерживать, чем другие. Во время полета/плавания в различное время мы обращаемся к различным навыкам. Методика Total Immersion учит нас как наиболее эффективно (управляя энергией) и с наибольшим удовольствием (управляя мышлением) провести наше судно.
<
p style=»text-align: justify;»>
Мы должны определять накручивание себя как состояние, при котором мы концентрируемся на том, что перестает давать положительные результаты, работая в определенный момент времени над ошибочной проблемой, в то время как концентрация на другом могла бы привести к большему прогрессу. Это происходит, когда мышление не работает или не находится в приоритете по отношению к насущным нуждам.
Другой способ определения накручивания себя – это, когда пловец направляет внимание в правильное русло, но использует неправильный тип мышления.
МЫСЛИТЬ ВМЕСТЕ С ТЕЛОМ
У нас есть мозг, вмещающий все средства управления телом и сознанием внутри него, которое может концентрироваться только на малой части того, чем весь мозг управляет постоянно – 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Однако и разум очень важен, потому что при грамотном использовании он формирует способности мозга. Так, мозгу пловца, как мозгу наземного млекопитающего, необходимо приобрести другую форму, чтобы работать, как у водного животного.
Хорошо плавать – это неврологический навык, означающий, что способность плавать гораздо больше зависит от способности вашего мозга точно контролировать двигательные паттерны, чем от вашей мышечной силы и обмена веществ и энергии. Работа мозга заключается в контроле информации и энергии. Неврологическое развитие в водной среде – это то, что делает быстрого пловца ловким и умелым. Неврологически неразвитый пловец может быть быстрым, благодаря чему проложить свой путь к пьедесталу в определенный момент времени в своей карьере, однако он не может быть ловким и умелым, что очень быстро снижает его потенциал в воде (в отличие от наземных видов спорта). Это две большие разницы, и даже в отношении высших достижений мы может наблюдать оба случая. В то время как быстрые и неумелые пловцы получают низкие разряды, многие ошибочно считают их умелыми, хотя они не являются таковыми.
<
p style=»text-align: justify;»>Отличному плаванию можно научиться через тело. Когда мы так говорим, мы имеем ввиду через нервную систему. Мы можем называть это разумом тела, мышлением тела, изучением тела. Для обеспечения такого изучения необходимо использовать разум, без него успеха нам не достичь. В первую очередь, плаванию можно научиться благодаря изучению своего тела, а не интеллектуальной оценке или принятию решений. Мы не можем уговорить себя стать лучшим пловцом. Мы не можем относиться к телу как к машине, которой мы управляем снаружи, заставить его сделать то, что мы хотим, и ожидать, что результатом станет ловкость и умение. В таком случае мы получим роботизированное, механическое плавание – жесткое, прерывистое, неуклюжее, медленное. Как пловцам, нам необходимо понимать, что то, что происходит внутри нашего тела намного важнее того, что видно снаружи. Внешность пловца – это отражение того, что происходит внутри… или отсутствие того, что произошло там.
Для меня это как будто мое сознание, мой интеллектуальный разум, следует за процессом изучения тела, стараясь нагнать, понять то, что тело уже понимает на физиологическом уровне. Мой разум больше напоминает ученика, чем руководителя процесса. Когда мой разум придет к интеллектуальному понимаю того, что работало, я буду лучше осознавать, что возможно сделать для того, чтобы защитить его и способствовать заучиванию наизусть по мере необходимости.
<
p style=»text-align: justify;»>Когда мы видим пловца, который борется с «накручиванием себя», то думаем, что это происходит потому что он старается интеллектуально осмыслить свой путь к решению проблемы, нежели прочувствовать его. Это может звучать немного неправдоподобно, но я считаю это самым физиологическим способом. [Это самая важная дисциплина для тренера, который продолжает учить пловцов плаванию через их тело, а не разум (т.е. много говорить, нежели направлять свои действия непосредственно к нервной системе).
Если пловец мыслит в неверном направлении, его внимание необходимо сконцентрировать на другой навыке или проблеме.
Иногда изменить необходимо не объект внимания, а способ использования мозга при анализе и принятии решений. Есть люди, которые очень интеллектуально подходят к жизни, работе и своим спортивным стремлениям. Им несвойственно общение со своим телом и мышление вместе с ним, что является крайней степенью нарушения баланса. Вместе с тем есть люди, которые находятся в такой гармонии со своим телом, что интеллектуальный подход кажется им очень примитивным и неподходящим для помощи в изучении нового движения. Между мозгом инженера и танцора есть разница, а возможно, оба представляют собой виды концентрированного мышления. Они не должны исключать друг друга, каждый представляет собой важные психологические навыки и занимает свое место в процессе нашего совершенствования. Я рекомендую тем, кто накручивает себя, отложить на некоторое время в себе инженера и стать танцором. Для достижения высоких показателей очень полезно понимать физику, физиологию и даже психологию, которые стоят за нашими действиями. Однако такое понимание не научит человека хорошо плавать. Оно дает веру и терпение в процессе обучения и помогает нам сделать правильный выбор при решении проблем. Фактическое решение проблем в плавании – это то, что происходит в нашей нервной системе, начиная с мозга и заканчивая самыми дальними отделами каждого нервного окончания в каждой мышце, тканях и на поверхности кожи. Мозг чувствует все тело, не только череп. Мозг управляет информацией и энергией, он направляет энергию к группам мышц, которым необходимо работать вместе без запинки: когда/куда/сколько. Мышцы, которые приводятся в действие «изнутри», как машина, которой управляет оператор, двигаются, однако они не учитывают, какое количество энергии используется для этого. Когда они приводятся в движение «изнутри» вместе с мышлением тела, они двигаются с учетом используемой энергии. Это то, что я подразумеваю под изучением тела или мышлением тела. Чтобы научиться хорошо плавать, плавать ловко и умело, в самом буквальном смысле слова, вы должны научиться плавать вместе со своим телом. Ловкое, быстрое и легкое плавание достигается преимущественно за счет частей мозга, а не интеллектуального разума.
АВТОМАТИЗМ
Даже на максимуме своих возможностей мы никогда не перестаем думать о своем плавании. То, что мы на самом деле делаем – это доводим до автоматизма свои навыки плавания в различных частях подсознания мозга. Именно тогда, при максимальной производительности, мы можем плыть, как говорится, «на автомате» (Майкл Фелпс подтвердил это одним из своих мировых рекордов на Олимпийских выступлениях, как описывается в книге Сила привычки). Но даже при идеальном для плавания состоянии мы продолжаем тщательно концентрироваться и внимательно следить за приборной панелью нашего плавающего судна, хотя в сознательном контроле нет необходимости. Мы строим эту систему автопилота для достижения потрясающего стиля плавания, внимательно практикуясь буквально тысячи часов. Как только мы достигаем его и начинаем плыть так, как учились, мы можем сконцентрировать часть внимания на более высоких мыслях (если хотим) и продолжать работать по плану. Это возможно, потому что, по сути, огромная часть мозга была обучена внимательно проверять и контролировать этот тщательно созданный стиль плавания. Это невозможно остановить, подсознательное внимание нельзя отвлечь, огромная часть мозга думает только об этом. В тот момент, когда сигнальная лампа загорается с помощью этих подсознательных частей мозга, наше осознанное внимание переходит от высоких мыслей к сигналу так же, как пилот самолета, находящийся перед приборной панелью самолета в режиме автопилота, готов ответить на любую нештатную ситуацию (по крайней мере, я надеюсь, что это то, что делает пилот самолета, на котором лечу я!).
Все сводится к тому, что большая часть мозга начинает использоваться для того, чтобы почувствовать, что происходить внутри тела, научиться контролировать это по мере необходимости, затем создать паттерны, которые превращаются в привычки – доведенные до автоматизма реакции для достижения успеха. Если вы не можете легко почувствовать, что делает ваше тело, то в вашу тренировку необходимо включить задачи, которые помогут вам научиться сознательно находить доступ к большему количеству областей вашего мозга и повысить вашу чувствительность к информации, которое предоставляет тело. Сообщения, которые передает тело, постоянно находятся в нем, как радиоволны находятся в воздухе и просто ждут, когда вы включите радио и услышите их. Скорее всего, проблема заключается не в том, что тело не умеет передавать сообщения, а в том, что разум не научился обнаруживать эти сигналы и реагировать на них. Вы еще не изучили все области, на которых Вы можете сконцентрироваться, чтобы сильнее повлиять на способность плавать. Существует еще много вещей, которым нужно научиться мне, вам и даже Майклу Фелпсу.
РЕАГИРУЙТЕ НА СИГНАЛЫ ТЕЛА
Боль – это предвестник. Мы должны обращать внимание на сообщения, поступающие от тела, и научиться правильно толковать их и реагировать на них. Боль – это всего лишь часть ощущений, которые наша нервная система передает мозгу (части мозга в черепе, вот и все). Существуют и другие виды нервных клеток в коже, которые определяют давление и температуру. В мышцах и во многих других тканях и органах находятся нервные окончания. Работая вместе, они дают нам богатую и подробную информацию о мельчайших деталях нашего тела и окружающей среды, с которой оно взаимодействует. Эта информация поступает для того, чтобы мы могли с ней что-нибудь сделать. Когда дело касается плавания, мы используем эту информацию, чтобы найти способы двигаться вперед легче, быстрее, затрачивая меньше энергии… это и есть именно то, что человеческий мозг хочет делать на генетическом уровне, хотя, как наземные млекопитающие, мы не наделены инстинктом делать это в воде.
В этой идее ключ к избавлению от страдания от длинного и высокоинтенсивного плавания лежит в концентрации внимания на положительных и продуктивных сферах, а не в его отключении. Если не обращать внимания на ключевые моменты (или никогда не концентрироваться на них), то будут созданы условия для страдания (по крайней мере, для таких форм страдания, которые мы навязываем сами себе). Это происходит у пловцов в возрасте от 25 лет и выше с чрезвычайной терпимостью к боли, чьи тела постоянно получают травмы из-за этого. Такой терпимостью к боли не стоит хвастаться. Игнорируя боль и другую важную информацию тела, мы игнорируем мир, в буквальном смысле этого слова. Сейчас я намного мудрее, но заплатил за это сполна. Если бы я только знал об этом в 14 лет. Но теперь я могу, по крайней мере, давать рекомендации тем из вас, кому они нужны, чтобы избавиться от страданий при достижении высоких показателей в плавании.
ВНИМАНИЕ – ЭТО МЫШЦА
<
p style=»text-align: justify;»>Запомните: внимание – способность концентрироваться — это мышца, в том смысле, что оно требует тренировки, оно требует укрепления. Если оно не развито, то утомляемость наступает гораздо быстрее мышечной усталости, которая, в свою очередь, наступает раньше, чем это необходимо. Сначала нужно тренировать мозг, а уже потом мышцы. Множество наших недостатков в воде куда больше связанно с неврологическим утомлением, чем с метаболическим или мышечным утомлением. (Приходи плавать с нами по методике «Полное погружение» и мы покажем тебе, как это проверить.)
Помимо пристального внимания, нам необходимо разумное внимание. Нам необходимо знать, на чем его концентрировать, в каком порядке. Эти навыки мышления концентрируются на том, что является положительным и продуктивным, что поддерживает в силе физическое состояние, здоровье, работу, а также психическое состояние. Это такие навыки, которые способствуют выживанию в опасных для жизни условиях, а также максимальной производительности в условиях состязания. Это такие навыки, которые обеспечивают ловкое, быстрое, легкое плавание, которое требует мало энергии и не приводит к травмам. Таким плаванием мы действительно наслаждаемся.
Так давайте же не будем накручивать себя, а просто направим наши мысли в правильном направлении.