Недавно я обсуждал одну и ту же проблему с несколькими пловцами, и описать ее можно примерно так: пловец интересуется, как преодолеть сильное ощущение дискомфорта, с которым он сталкивается каждый раз, проплыв определенную дистанцию во время заплыва, например, 100 метров. В основном этот дискомфорт проявляется в учащении дыхания или отчаянном желании вдохнуть больше воздуха. На земле, где мы можем делать вдох когда угодно, подобный дискомфорт не вызвал бы столько беспокойства. Но на воде мозг сухопутного млекопитающего совершенно не чувствует себя в безопасности.
В начале плавания это ощущение легкое и вполне терпимое. Но через некоторое время оно усиливается и возникает страх, что этот дискомфорт будет нарастать при движении вперед, и вскоре станет совершенно нестерпимым, если перед этим не произойдет что-то еще более ужасное. Пловец необязательно думает именно так на сознательном уровне, но именно к такому выводу приходит лимбическая система, и начинает оказывать давление с целью прекратить плавание. Это каждый раз происходит после преодоления одной и той же дистанции.
Но настоящий ли это страх? Действительно ли по достижении этой дистанции ощущение будет нарастать и становиться хуже и хуже, пока не произойдет потеря сознания?
А что, если бросить вызов этому блефу? Что, если провести небольшой эксперимент и выяснить, что же в действительности произойдет, если проплыть немного дальше?
Если пловец теряет контроль над собственным телом, что и происходит с самыми неопытными пловцами, то дискомфорт действительно может нарастать до тех пор, пока дальнейшее плавание не станет невыносимым. Когда пловец борется, его дыхание слишком быстро сбивается, а молочная кислота препятствует работе мышц, и тогда пловец не может двигаться дальше или попросту захлебывается водой, потому что начинает тонуть. Таким неопытными пловцам можно посоветовать быть очень осторожными и не пытаться двигаться дальше при появлении дискомфорта, так как в некоторых ситуациях это может быть действительно опасно.
Но давайте представим, что пловец тренирован. У него развито внимание, он хорошо умеет контролировать свое тело. Он долго практиковал правильные движения и превратил их в навыки, и может продолжать двигаться в таком режиме в течение часа. Он бегает и занимается другими аэробными упражнениями на земле. И хотя тренированность для плавания достигается именно через плавание. Желание остановиться, возникающее спустя 100 метров, явно не соответствует усталости такого спортсмена на этой дистанции. Одно только обладание такой техникой плавания говорит о том, что он может проплыть не менее 1000 метров, уж точно не сотню.
Так что же тогда происходит?
Я не знаю наверняка, потому что не могу смотреть глазами этого спортсмена и чувствовать именно то, что чувствует он. Но спортсмен может провести несколько экспериментов, чтобы все выяснить это.
Я посоветовал бы «делать короткие вылазки» за «линию дискомфорта», совсем на чуть-чуть. Играя таким образом, спортсмен может убедиться, что ничего страшного не случится за этой воображаемой ограничительной линией, а затем быстро вернуться в зону комфорта, чтобы успокоиться перед новой попыткой. Нужно продолжать пробовать на прочность этот барьер, приближаясь к нему, и иногда немного заплывая за него. Играя на границе воображаемого предела, мозг постепенно успокаивается и постепенно граница отодвигается, так как меняется восприятие реальности. То, что ранее мозг считал опасным, теперь довольно привычно. Те аспекты страха, которые были исключительно воображаемыми, испаряются. Реальные физические ограничения, обусловленные текущей выносливостью и силой мышц, становятся более ясными, и с таким пониманием их легче развивать. Экспериментируя таким образом, спортсмен отделяет реальное от воображаемого в своей эмоциональной реакции на дискомфорт.
Обращаюсь к каждому, кто когда-либо чувствовал этот страх: когда вы готовитесь попробовать на прочность воображаемый барьер, обязательно помните, что вы все контролируете и можете остановиться в любой момент. Понимая это, почему бы не выйти из зоны комфорта совсем немного, просто из любопытства?
Самое главное – никакого давления на себя, нужно просто исследовать, что происходит с телом и разумом вне зоны комфорта, и делать выводы. Вы бросаете вызов своему страху, чтобы выяснить, что он представляет из себя на самом деле. Если «на той стороне» вы столкнетесь с реальными препятствиями (физическими или ментальными), не будет никаких негативных последствий. Наткнувшись на препятствие, которое на данный момент непреодолимо, просто отступите назад, на мгновение или на день. Возвращайтесь к препятствию, когда отдохнете, или попросите тренера помочь вам его преодолеть. Такое противостояние собственным ограничениям, происходящее путем небольших контролируемых экспериментов, предоставляет информацию о вашем теле и разуме. Пусть это будет всего лишь информацией, не позволяйте ей негативно влиять на ваши эмоции.
Суть в том, чтобы делать лишь небольшие шаги за линию, а не длинные прыжки. Совсем не обязательно плыть 200 метров, если 100 метров ощущается как ваш предел. Если дискомфорт возникает после 100 метров, плавайте именно столько, прибавляя к этому «вылазки» на 10 метров. Если предел – 400 метров, значит нужно проплыть 400 и еще немного. Если чувствуете, что дышать становится невыносимо, делайте еще один вдох, смотрите на свои ощущения, и делайте еще один, если это терпимо.
Если вы можете заплыть немного дальше своего психологического лимита и ощущения терпимы, почему бы не проплыть еще совсем немного, чтобы увидеть, что будет дальше? А после этого, возможно, захочется проплыть и еще немного. Если вы избавитесь от чувства ответственности, необходимости демонстрировать высокий результат, то останется чувство любопытства, которое может быть сильнее стресса. Как только стресс вырастает выше любопытства, возвращайтесь в зону комфорта для передышки.
Главное, что все решаете вы. Можно и вовсе не плыть дальше, можно проплыть метр, а можно десять. И в любой момент можно остановиться.
Вы приближаетесь к своему барьеру без ожиданий, просто как наблюдатель.
И когда вы заглянете за эту воображаемую линию, вы, наконец, выясните, что вас на самом деле за ней ожидает.