Сила, направляющая изнутри

Многие спортсмены тренируются с тренером или без на протяжении долгого времени. Они усвоили образцовый пример гребка, который от них ожидают. Основываясь на первом впечатлении, можно сказать: «Да, ваш стиль плавания великолепен!» Но у этих пловцов есть ощущение, что что-то не совсем правильно, они чувствуют, что плывут медленнее, чем должны на самом деле. Действительно, если понаблюдать, то спортсмены движутся небыстро, но тратят на это несоизмеримо большое количество энергии. И, вроде, есть все элементы стиля плавания, но мы бы назвали это лишь жестким механическим соединением. Пловцы выполняют цикл гребков, хотя это больше напоминает механизм, чем волнообразное движение, которое создает легкость и придает ускорение при каждом гребке.

Когда мы видим такие «механически правильные» гребки, становится ясно, что пловцу необходимо заглянуть внутрь себя и найти то, что сдерживает его, не дает двигаться дальше.

Когда вы останавливаетесь у бортика, поднимаете вверх голову, смотря на тренера, и задаете вопрос (или просто замираете с вопросительным выражением лица): «Тренер, все ли выглядело правильно?», то полученный ответ – это всего лишь малая часть необходимой вам информации.

Лучше спросить так: «Тренер, это то, что я чувствовал внутри, когда делал это. Это то, что я должен чувствовать?» Вот на какой вопрос важнее получить ответ от тренера. Соединить то, как это выглядело, и то, какие чувства были при этом, –  лучшее, что можно сделать, используя замечания и комментарии.

Каждый раз тренер может отвечать для вас на вопрос о чувствах на понятном вам языке, и это поможет добиться успеха во время занятий. На каждой тренировке говорить языком своего пловца – вызов для тренера.

Тренер, стоящий на суше, может направлять своих подопечных к тому результату, к которому они стремятся, давая советы по поводу внешнего вида плавания. Однако если мы будем заниматься только внешним видом, у пловца будут технически правильные гребки, но не будет той плавности движений и скорости, так ему необходимых. В этом случае стиль плавания становится механическим и роботизированным, а не органическим и плавным. Есть сила, но нет ускорения. Наиболее важные части гребка, те самые, что делают его красивым и придают скорость, идут изнутри и проявляются внешне. Если к плаванию (или к работе тренером) применить подход «только внешнего вида», то в конечном итоге вы собьетесь с пути.

Этот «внутренний» подход к плаванию – то, чему нельзя научиться, наблюдая и копируя с видео роликов красивые (и быстрые) гребки. Все внешние характеристики – результат многих процессов, работающих очень хорошо внутри пловца, вызывающего у других восхищение.

Можете ли вы представить себе обучение китайской гимнастике тайцзицюань, или игре в гольф, или игре на скрипке путем просмотра видео роликов, где демонстрируют только внешние движения?

Да, так сделать можно, но постольку поскольку. Те, кто занимается вышеперечисленными видами деятельности, действительно понимают: не копирование внешних движений составляет большую часть результата их работы. Контроль над силой и сама сила в теле и душе помогают любой деятельности быть внешне красивой и дающей эффект внутренней мощи.

Вот зачем мы ищем профессионала в каких-либо искусствах и дисциплинах – чтобы он помог нам обучиться и овладеть чем бы то ни было внутри нас. Для этого нужен язык общения с телом.

Все чаще и чаще мы ищем способы помочь нашим пловцам выйти за рамки внешнего вида и окунуться во внутренний опыт изумительного плавания. Это очень абстрактная и личная территория. В методе «полного погружения» (метод обучения плаванию) мы используем крайне понятные узловые пункты, которые помогают пловцу осознать, что происходит в теле. Таким образом, он может научиться более продуктивно их контролировать. Это разрабатывалось и испытывалось на сотнях тысяч людей на протяжении трех десятков лет, поэтому данные знания не являются случайными или бессистемными условиями, это очень зрелый результат опыта. Тем не менее, мы работаем в межкультурной и многоязыковой среде. У языка есть границы. К тому же каждый человек по-разному пытается общаться со своим телом. Таким образом, мы постоянно ищем лучшие способы для перевода своего личного опыта на язык человека, который хочет научиться делать это так же. Мы пытаемся построить мост от его опыта в плавании к нашему. Это можно достичь путем совместной работы тренера и пловца, создавая язык для общения с его собственным телом, которое работает на него, или обучая его технике работы с моим.

Вот ключевые моменты:

  • Признайте то, что существует разница между механически правильным копированием гребков и свободным владением этим навыком. В конечном счете, вы должны распознавать и воспроизводить правильные ощущения внутри вашего тела, чтобы внешний эффект был такой, какой вы ожидаете. Вы будете только пытаться «плавать как Синдзи (пловец из Японии)», просматривая его видео на Youtube, но не понимая, что же происходит у него внутри, что создает такой удивительный поток энергии в воде.
  • Осознайте то, что ваш тренер может решить часть проблемы, но не предоставить все решение целиком, также он не может и решить ее внутри вас. Ничто не сможет заменить ваше время, внимание и период проб и ошибок – все это поможет вам научиться лучше общаться с вашим собственным телом.
  • Стремление быстрее достичь внешних результатов (скорость), скорее всего, замедлит или ограничит вашу возможность в их достижении. Чем лучше вы будете общаться со своим телом, тем выгоднее у вас будет позиция для получения результатов, к которым вы стремитесь. Вы должны прикладывать усилия и тратить время, однако делать это следует с умом, создавая внутренний контроль, который и ведет к фактическим действиям. Помните слоган классических боевых искусств и элитных войск: Медленно – значит гладко. А гладко – значит быстро. Замедление движения позволяет увеличивать полный контроль над тем, что происходит внутри вас и снаружи. После того, как контроль будет в нужном месте, ускорения достичь легче, это даже будет неизбежно.
  • Если вы более легко – следуя пути наименьшего сопротивления – влюбитесь в приятные ощущения перемещения в воде и будете увлеченно приумножать удовольствие, то благодаря законам физики и физиологии эта любовь поможет вам плавать быстрее. Индикатором гладкого, ровного плавания является удовольствие. А гладкое плавание развивает более быстрое плавание.
  • Начните с языка, который вам предлагает выбранная программа обучения, а затем настройте его под свой стиль общения с телом. Используйте тезисы и образы, которые имеют смысл для вас и позволяют осознать и установить контроль над различными частями вашего тела. Общайтесь с тренером, чтобы перевести его ощущения на язык вашего тела. Таким образом, вы сможете с ними ознакомиться и производить их самостоятельно.
  • Не забывайте, что вы это вы. Вы не я, не Мэт, не Шинджи или любой другой пловец, которого вы хотите копировать. Ваше тело, ваш ум, ваш этап в жизни – это то, с чем вы должны работать, и хорошо, если вы принимаете себя, свое положение и работает с тем, что у вас есть. Наслаждайтесь процессом улучшения. Найти сокровище и удовольствие можно, лишь являясь собой и находясь здесь и сейчас. Работа над тем, чтобы стать лучшим пловцом в душе, лучше, чем вы были час назад, поможет внешней деятельности, которая постепенно будет улучшаться как побочный продукт.

Добавить комментарий