Недавно я прочитал книгу Джошуа Фоера «Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания», в которой он описывает свой годовой путь от среднестатистического забывчивого человека к победителю Чемпионата США по запоминанию. На этом пути он многое узнал о процессе запоминания, памяти и человеческом потенциале, что и изложил в своей книге в виде увлекательного исследования.
Может быть, вам знакомо имя К.Андерса Эрикссона? Интересующиеся темой достижения высокого мастерства знают о нем, как о психологе, который (со своей исследовательской группой) проводит самые современные исследования в этом направлении. Фоер согласился стать объектом исследования в лаборатории Эрикссона до и после своих тренировок. Он также периодически консультировался с Эрикссоном, чтобы понять как работает мозг и получить рекомендации по преодолению тех препятствий, с которыми он сталкивался в процессе своих тренировок. В восьмой главе, именуемой «Точка окей», Фоер приводит пример из собственного опыта и затем коротко и емко описывает процесс Осмысленной практики и его объяснение, которым я хотел бы поделиться с вами.
Постараемся перевести это понятие в контекст спорта:
«Когда люди только начинают [учиться плавать], они очень быстро переходят от [неуклюжих движений] к осторожным [обдуманным движениям], пока, наконец, [тело] не начинает так [сравнительно] легко летать [в бассейне], что этот процесс становится совершенно подсознательным и [тело] начинает как бы думать само за себя. Именно в этой точке навыки [плавания] перестают развиваться. Они достигают стадии, где видимого прогресса не происходит. Если задуматься, это очень странный феномен. Ведь нам всегда говорили, что, упражняясь, мы можем отработать свои умения до совершенства, и многие люди [тренируются мах за махом, день за днем], развивая свое умение [плавать]. Так почему же они не плавают все лучше и лучше?»
Существует три стадии приобретения нового навыка, описанные психологами:
1 – Когнитивная стадия
«Мы осмысливаем задание и пытаемся выработать новые стратегии, чтобы эффективнее его выполнить.»
2 – Ассоциативная стадия
«Мы меньше концентрируемся на своих действиях, совершаем уже меньше серьезных ошибок и в общем повышаем собственную эффективность.»
Добавлю от себя, «…повышаем собственную эффективность [выполнения конкретного задания, в котором мы практикуемся].»
Это то, что мы называем «Стадией импринтинга» на занятиях по методике «Total Immersion». У вас уже есть достаточный контроль над своим навыком, но все еще приходится концентрироваться на нем для поддержания ожидаемого уровня качества. Так, вам необходимо проделать множество успешных внимательных повторов, чтобы прочно закрепить его. Если при ослаблении внимания качество тотчас падает, значит, вы еще не достигли автоматизма.
3 – Автоматическая стадия
«…когда мы полагаем, что уже набили руку, и действуем практически машинально. На автоматической стадии мы теряем способность сознательно контролировать то, что делаем.»
Теперь следует уяснить, что нам бывает необходимо оттачивать определенные навыки для достижения автоматической стадии ко дню соревнований, потому что тогда мы можем полагаться на них – в режиме автопилота – действуя в условиях стресса, в то время как наш мозг концентрируется на вопросах более высокого порядка (как, например, соревновательная стратегия). Это то, что вам нужно для соревнований (то же самое относится и к тем, кто просто хочет поучаствовать в мероприятии для любителей плавания, где нет стресса гонки, однако есть необходимость ориентироваться в новой для себя воде, проходить более длительные дистанции или преодолевать неопределенные водные условия).
Вы, однако, так и остановитесь на достигнутом, если в период тренировок вы не отключите автопилот и не сохраните повышенный уровень концентрации на определенном навыке, добиваясь улучшения качества его выполнения.
Переходя к автоматической стадии практики вы достигаете того, что в сфере достижения мастерства именуется ««точкой окей» — той самой точкой, в которой мы решаем, что, дескать, все окей, мы это можем, — а потом включаем автопилот и перестаем развиваться.»
Так что же нужно делать, чтобы не остановиться в этой «точке окей»? Следовать примеру лидеров!
«Изучив лучших из лучших во многих сферах деятельности, [Эрикссон] открыл, что наиболее успешные специалисты следовали одним и тем же путем развития. Они вырабатывали стратегию, которая позволяла им сознательно избегать автоматической стадии, и совершенствовались, следуя трем принципам:
- концентрация на технике,
- ориентация на цель и
- получение стабильной и немедленной реакции на свои действия.
Другими словами, они заставляли себя оставаться в «когнитивной фазе».»
Позволю себе перевести еще несколько слов Фоера в наш контекст плавания, так как он приводит удивительно точное описание:
«Например, в то время как [пловцы]-любители в основном упражняются, просто [плавая по дорожке], профессионалы чаще всего выполняют специальные упражнения или же сосредотачиваются на специфических трудных [моментах контроля гребков]. Лучшие [пловцы] оттачивают [гребки], которые даются им хуже других, тогда как начинающие налегают на [гребки], которые они выполняют как нельзя лучше[139]. «Осмысленная практика» — это трудно.»
Позволю себе подчеркнуть, что это должно быть сложно в когнитивном смысле, а не только в плане тренировок (наращивания мышц).
Еще несколько цитат из книги, после чего вам просто придется пойти и скопировать ее себе…
«Если вы хотите достичь в чем-то совершенства, важно не то, сколько времени вы уделяете тренировкам, а как вы его проводите.»
«Мой отец, может, и полагает, что загонять мяч в металлические лунки в подвале — это хорошая практика, но пока он не начнет сознательно ставить перед собой труднодостижимые цели и следить за своими показателями — изучать, анализировать, продумывать, — он никогда значительно не улучшит своих результатов. Обычной тренировки попросту недостаточно. Чтобы повысить свой уровень, нам нужно совершать ошибки и учиться на них.»
Теперь вы понимаете, почему некоторые увлеченные мастера плавания тренируются днями, неделями и месяцами, и, тем не менее, не повышают своих результатов? Или, скорее, почему ваши собственные результаты не улучшаются?
«Как выяснил Эрикссон, лучший способ избежать автоматической стадии и «точки окей», это сфокусироваться на неудачах.»
Вот почему я говорю о том, что нам необходимо культивировать положительное отношение к ошибкам, и о том, как использовать эти «моменты ошибок».
«Ключ к обретению мастерства в том, чтобы сознательно контролировать процесс развития своих навыков в ходе тренировок — в том, чтобы принудить себя отказаться от автопилота.»
Итак, вы, конечно, можете «прекратить слишком много думать и просто плавать»… если в данный момент у вас нет желания повысить свое мастерство. Этот факт доказан миллионами людей, которые плавают каждый день и, несмотря на это, не начинают плавать всё лучше, так как они мысленно отключаются от этого занятия. Конечно, большинство из них, скорее всего, не представляют себе, как улучшить свои показатели, над чем следует поработать, и были бы рады получить дельный совет. Но для всех тех, кто, вроде бы, занимается под руководством тренера, отсутствие какого-либо прогресса является следствием общей ошибки – недостаточного понимания тренером и пловцом того, как повышение мастерства комплексно действует в человеке. Доброта их намерений и искренность усилий не вызывает сомнений, однако степень их осведомленности на сегодня уже не совсем актуальна. Но есть одна хорошая новость – знание того, как работает повышение мастерства сегодня доступно каждому, желающему научиться и применить полученные знания на практике. Методика «Total Immersion» не располагает этой информацией, мы просто находим полезные нам сведения и применяем их в контексте плавания.
В тренингах Академии плавания «Плавать просто» мы уделяем большое внимание правильному психологическому настрою. Во время тренинга вас ждут захватывающие открытия. Вы почувствуете изменения в своем теле и уме, коренным образом влияющие на технику плавания. Но настоящая трансформация случится в следующие несколько недель, если конечно честно следовать тому, что вы узнаете на тренинге.
С расписанием и программой тренингов по плаванию кролем можно ознакомиться по ссылке: